А случилось это все так. Был вполне обычный день, каких, почти один в один, прошло уже достаточно, я выхожу из медитационного зала, после часовой медитации, на ходу разминая затекшие ноги и ноющую от боли спину, вместе с другими людьми, и тут, один из этих людей произносит… вслух… голосом…: «Певец из него конечно еще тот». И я смотрю на этого человека, и не могу поверить… Он говорит! Вроде ничем особо не отличается от остальных, руки, ноги, голова, но, он разговаривает. Не прошло и нескольких минут как заговорил еще один. И постепенно вокруг начинало заговаривать все больше и больше людей. Мир кардинально менялся, преображался, становился совершенно иным. Люди начинали разговаривать!!! Через некоторое время заговорил и я…
За десять дней до этого
Я выключил свой телефон, положил его на стол и тут осознал, что я еще никогда не оставлял его на такой долгий срок. Но, решившись не устраивать долгих прощаний, выключаю компьютер, который был включен последний раз месяца полтора назад, беру сумку и выхожу из дома. И отправляюсь на вокзал, на электричку, которая повезет меня за 100 км от Москвы в «Дхамма Дуллабха», центр медитации где преподают медитацию випассана.
Випассана — медитация переоткрытая Сиддхаттха Готамой две с половиной тысячи лет назад. Випассана переводится как «истинное видение», «видение как есть», т.е. наблюдение реальности такой, какой она есть на самом деле, а не такой, какой мы ее хотим видеть, или видим благодаря нашим ожиданиям, устоям, верованиям. Медитация заключается в правильном наблюдении ощущений тела, без реагирования ума на ощущения. Работа идет на глубоком уровне подсознания. А результатом практики становится очищение ума от всего мусора, который накопился, а после и познание истины, законов вселенной, на основе своего тела, познание не интеллектуальное, а путем их переживаний, и избавления от страдания, в результате утраты неведения. Именно эта техника помогла Готаме стать Буддой.
В электричке я еще раз прокручивал в голове все те предписания, которые необходимо принять для прохождения курса. Я понимал, что многое мне будет очень тяжело. Необходимо было сдать телефон при приезде, т.е. никакой связи с внешним миром (поэтому я его просто оставил дома). Вставать необходимо в 4 утра. Ужин отсутствует вообще, есть лишь полдник с чаем и парой фруктов в 17 часов, а перед ним обед в 11, т.е. после обеда полноценная еда только на следующий день. Медитировать в день будет необходимо 10-11 часов. В течении почти 10 дней нельзя будет ни с кем общаться, кроме менеджера по бытовым вопросам и учителем по технике медитации. Но как раз молчание меня совсем не смущало, т.к. мне это дается легко и с удовольствием.
Первое что мне бросилось в глаза, когда вошел на территорию центра, это полное отсутствие какой-либо атрибутики, что сразу порадовало. Следующее — это благорасположение встречающих людей. На любой вопрос ответят, любую проблему помогут решить. Например, за меня анкету заполняли, которая заполняется на английском языке, коего я не знаю. Потом размещение в комнате и свободное время для изучения центра до вечера. А вечером была вводная лекция после которой сразу начинаются занятия и все правила вступают в силу.
И все началось…
Скажу самое главное. Если вы считаете, что медитировать — это сидеть и ничего не делать, то вы сильно ошибаетесь. Это очень сложная и тяжелая работа. Иногда просто невыносимо сложная и невыносимо тяжелая. Настолько, что хочется все бросить и уехать. У меня такие мысли были на четвертый день. Из разговора со студентами после курса выяснилось, что в то или иное время уехать хотели почти все, а некоторые хотели этого каждый день. И большинство наверняка уехали бы до конца 10-ти дней, если бы мы не подписывали бумажки с обязательствами, среди которых было обязательство оставаться на курсах до самого конца. Бумажки сдерживали, все таки дал обязательство. И как же хорошо, что мы подписывали эти бумажки и благодаря этому получили столь много прекрасного.
Техника медитации кажется очень простой, и поэтому совершенно не понятно, как же с ее помощью появляются такие результаты. Некоторые придумывают объяснения, но нам рекомендовали не заниматься излишними умствованиями, а заниматься практикой. Весь курс именно практичный, конечно снабженный всей необходимой теорией. И даже за эти десять дней происходят очень сильные переживание, всплывают огромные пласты психических залежей, эмоциональных переживаний, вплоть до самого детства. Происходит очень масштабная чистка. И вся эта ментальная грязь выходит всеми возможными путями, и через сознание, и через сны, и через эмоции, и все они отражаются в виде физических ощущений на теле, в том числе и сильными болями. И с помощью наблюдений этих ощущений/болей и происходит все работа.
Не расскажу ни о каких конкретных своих переживания. У всех людей переживания и ощущения различны, и знания моих переживаний будут порождать у вас различные ожидания при вашем прохождении курса, что очень сильно будет мешать. Но пережил я действительно многое. И началось все с самого первого дня. А в самую последнюю медитацию, самого последнего дня произошло одно из самых сильных переживаний — я пережил истину аниччи, истину непостоянства всего (опять же не расскажу каким образом это переживание произошло). Впечатлений после курса у вас будет масса. А еще обязательно будут результаты
Обычно после каких-то курсов принято говорить, что ушел оттуда с большим багажом знаний, «я много оттуда вынес». Я скажу по другому. Я вынес оттуда не мало, я вынес оттуда инструмент, очень сильный инструмент, который позволяет проводить серьезные операции над своим мозгом, при чем еще и безопасные. Но еще больше я на этом курсе потерял. Я на нем потерял целую тонну. Или даже тонны. Тонны груза со своих плеч. Прям там и скинул. Остались еще тысячи и тысячи тонн, но идти уже легче.
На курсах дается три медитации: анапана (наблюдение дыхания), випассана (наблюдение ощущений, основная), мета (распространение благости). Вся практика дается в универсальном виде, для применения человеком любого мировоззрения и религии. Можно сказать, что она даже дается в отрыве от пути Будды, в том смысле, что все преподносится так, что ты можешь не принимать любую теорию, которая противоречит твоим взглядам. Ну а практика универсальна, и в ее действенности легко убедится. Для этого, как ни странно, надо всего лишь ее практиковать.
Что касается меня, то мне наоборот очень близок истинный буддизм. И я очень расстраивался, когда видел его только в книгах. Вот в прошлом году я был несколько дней в Иволгинском Дацане — самом большом буддийском монастыре в России. По моему взгляду, там вообще нет ничего от Будды. Очень глубокое мясоедение, невероятный пантеон богов, ритуалов и правил целая энциклопедия. Друзья, Готама был вегетарианцем, не причиняющим страданий ни одному существу, не признавал никаких атрибутов, никаких ритуалов, бал абсолютно практичным до самой мелочи, был атеистом, никогда никому не навязывал своих взглядов и даже не просил никого изменить свою религию или что-то подобно. Он просто учил тому, как стать свободным. И эти курсы оказались первым местом где я увидел буддизм в истинном виде, в том виде, в котором я себе его всегда представлял. Ну и еще несколько предложений для затравки к дальнейшему изучению:
Випассана – это способ трансформации личности через самонаблюдение. Она фокусируется на глубокой взаимосвязи ума и тела, переживаемой на личном опыте путем сосредоточения внимания на физических ощущениях, из которых состоит жизнь тела, постоянно взаимодействующих с умом и обуславливающих его состояние. Именно это основанное на наблюдении самоисследование, путешествие к общим истокам ума и тела, устраняет ментальные загрязнения. Результат — уравновешенный ум, полный любви и сострадания.
Человеку становятся понятными научные законы, управляющие его мыслями, чувствами, суждениями и ощущениями. Благодаря непосредственному опыту приходит понимание природы развития и деградации человека, механизмов умножения страданий и освобождения от них. Человек становится более осознанным, избавляется от заблуждений, обретает покой и умение владеть собой.
Организация курса порадовала во всех аспектах. Постепенно понимаешь практическую необходимость каждого из правила курса. А необходимость правила молчания (Благородной Тишины) во всей полноте понимаешь на 10-ый день, когда снимается запрет на общение. Не буду описывать весь быт, скажу лишь, что он очень удивил в приятную сторону. Я искренне ожидал более спартанские условия. Еда очень даже хороша. Ну а самое приятная то, что чувствовалась невероятная забота служащих к студентам. Чувствовалось во всем. Расскажу об одном случае, который растрогал многих. На восьмой день мы ушли в медитационный зал на три медитации, общей продолжительностью 4 часа, с двумя 5-ти минутными перерывами. Через 5 минут после начала первой медитации на улице начался ураган. Аналогия «лил как из ведра» является недостаточной для описания, гром гремел так, что казалось, что это взрываются снаряды прямо у стены медитационного зала, молнии ослепляли через закрытые веки. Особенно идеалистично было в этих условиях сидеть часовую адиттану (что значит «твердое намерение», при этой медитации не только нельзя глаза открывать, но и положение менять, и даже пальцем пошевелить). Минут за 15 до конца третьей медитации дождь закончился, и по территории текли реки, а в некоторых местах образовались озера, и сапоги или хотя бы галоши привезли лишь единицы. И как же приятно было увидеть, с какой заботой были в срочном порядке смастерены нам доски для перехода всех сложных мест, положены настилы во всех ключевых местах…
И в заключении. Курс бесплатный. Он существует за счет пожертвований. Вашим пожертвованиям будут очень рады, и даже в них нуждаться, но у вас их не возьмут, пока вы не пройдете курс и не почувствуете его эффект на себе. Т.е. он существует только за счет пожертвований старых студентов. Все люди работающие на курсе, и менеджеры, и служащие, и даже учителя, работают безвозмездно. Вы тоже можете приехать на служение, после того как пройдете курс. Учителя (вернее они называются помощники учителя, а учитель это Гоенка) являются прямыми учениками Гоенки. Учитель который был у меня — немец Йорген. Общаться с ним можно было и на немецком и на английском, а если не знаешь ни того ни другого, то на русском через переводчика. На следующий курс после моего должны приехать учителя из Индии, муж с женой.
А, еще люди. Т.е. студенты. Ты же почти десять дней проводишь неизвестно с кем. Ведь когда человек молчит, никак с тобой не контактирует, не проявляет активности, как-то просто бродит туда сюда. Как обычный прохожий. Даже не смотря на то, что ты с эти прохожим пересекаешься сотню раз на дню и даже спишь на соседних кроватях. Но когда стало можно разговаривать… Какие же интересные люди там собрались. Можно было с каждым по целому дню разговаривать. Но у нас было всего меньше дня.
В общем, как написал один бывший студент: «Я жив, все в порядке. Это не секта! Срочно нужны 20 тысяч долларов и документы на квартиру«.
Кратко: Рекомендую Всем! Записывайтесь на ближайший курс.
Готов ответить на дополнительные вопросы. Не все конечно. :)
Информация:
Сайт випассаны — http://www.ru.dhamma.org
Книга «Искусство Жизни. Медитация Випассана, как ее преподает С. Н. Гоенка» Уильяма Харта: ЧИТАТЬ: Уильям Харт. Искусство Жизни. Медитация Випассана, как ее преподает С. Н. Гоенка
Видео «Медитация Випассана в России | Vipassana Meditation in Russia FILM 1»
Видео «Медитация Випассана в России | Vipassana Meditation in Russia FILM 2»