О критике Випассаны



Отзыв на присланные ссылки с критикой Випассаны от Гоенки.

Часть 1. Критика медитации Випассана по Гоенка

http://svter.ru/27-chelovek/buddism/newbuddism/239-goenka-kritika-vipasana.html

Ссылка на перевод монографии перестала работать. С переменным успехом открывается архивная ссылка. Всегда доступна английская версия.

Прекрасная монография. Большое спасибо Д.Ц. за отправку её мне. Кажется, что я могу подписаться под каждым словом. То есть я согласен со всеми аргументами, приводимыми автором, и со сделанными им выводами о недостатках ретритов Випассаны от Гоенки.

У меня есть лишь несколько совсем незначительных замечаний, которые можно было бы даже не озвучивать. Можно условно сказать, я их озвучиваю чтоб показать что внимательно ознакомился с монографией.

Harmanjit Singh преподносит явление деперсонализации исключительно как отрицательное и опасное явление, называя её психическим заболеванием. Тогда как, по мне, важно отметить, что если деперсонализация не проявляется как длительное и частое переживание, приносящее страдание и дискомфорт, то оно является нормальным явлением, которое может пережить любой психически здоровый человек.

Создаваемая атмосфера депривации, которую автор, как мне показалось, преподносит в основном как отрицательную сторону, по мне является полезной для погружения в практику (сейчас не идёт речь о полезности самой медитации). Поскольку мозг, в отсутствие раздражителей, начинает концентрироваться на том, что имеется в наличии, это помогает достичь бо́льших результатов в обучении, чем можно было добиться без изоляции. Естественно, речь не идёт о случаях, когда препятствуют желанию ученика покинуть ретрит, о которых я ранее не слышал.

Возникновение гипоксии во время медитации мне кажется крайне сомнительной. Мне непонятно как может возникнуть гипоксия во время наблюдения за дыханием. И Singh не приводит никаких ссылок на исследования, хотя именно об этом больше всего мне бы и хотелось почитать, из того что я прочёл в работе.

Часть 2. Випассана Гоенки и критический анализ традиционных психотехник

http://totaltelecom.livejournal.com/352601.html

Меня очень расстроил этот пост. Тем, что это скорее не критика Випассаны, а реклама Бахтиярова. Ну или сравнительный анализ.

В тексте встречаются манипуляции мнением. Например, в первом же абзаце заявляется о превосходстве европейской цивилизации над всеми остальными. Превосходство в чём? Над какими остальными? Что называется европейской цивилизацией? Япония многих превосходит по технике, Китай по экономике, Сингапур по уровню жизни, и ни одна из этих стран не относится к Европейской. Или «неспособность традиционных цивилизаций конкурировать с европейской обусловлено их невосприимчивостью к инновациям». Вообще-то, противостояние инновациям заложено не в культуре (не понимаю что здесь называется «традиционными» цивилизациями), а в принципе работы мозга человека, это было выработано эволюционным путём, т. к. следование устоявшимся моделям поведения приводило к большей выживаемости вида. Далее, следуют такие фразы, как «приёмы работы с сознанием […] весьма примитивны», «подаются с грубейшими методическими ошибками» которые не объясняются и не подтверждаются. Такое встречается и далее по тексту. Я больше не буду на них останавливаться.

Пост написан человеком, который не удосужился ознакомиться с практикой и строит свои суждения лишь на нескольких днях пребывания.

В тексте используются непонятные термины, которые не объясняются. Психонетика. Из текста я не понял значения термина. Поискал определение в интернете. Нашёл: «Психонетика — современная концепция, ориентированная на разработку постинформационных технологий. Её задачей является использование ресурсов сознания. Психонетика — совокупность психотехнологий, построенных на единой методологической основе и направленных на решение конструктивно поставленных задач с использованием особых, присущих только сознанию, свойств». Похоже на генератор бреда.

Также в тексте присутствует откровенная ложь. Примеры. «Все 10 дней курса студентам по умолчанию рекомендуют сидеть на полу в позе со скрещёнными ногами». По факту поза сидения не важна, а кому сложно сидеть на полу по состоянию здоровья, тому дают стул. «Начиная со второго дня обучения начинают вводиться ритуалы: поклоны, клятвы, благодарности. В конце каждого занятия с прослушиванием записей „гуру“ после того как он произнесёт некую условную фразу, все присутствующие должны поклониться и ответить „Саду“, что значит „хорошо, добро сказано“». По факту никого не заставляют и не просят поклоняться и говорить «Саду». Это делают только старые студенты по своему желанию. Не хотят не делают. «Если верить свидетельствам очевидцев, все заканчивается тем, чем и должно закончиться – торжественным выносом на сцену портрета гуру». По факту ничего такого нет.

В общем, несмотря на то что критика полезна, такая критика, к которой конструктивные доводы перемешаны с вымыслами и манипуляциями, по моему мнению, вредна.

Часть 3. Мнение

Я тоже видел в курсах Випассаны много мешающих факторов, без которых курс был бы гораздо лучше. Главное из них — песнопения Гоенки. Которые мне очень мешали. Они неприятны. Поёт он отвратительно. То же и к аудиозаписям. Я согласен с полным бессмыслием озвучивать технику на трёх языках.

Ритуальность тоже мешает. Как и буддийская терминология. Но в целом меня формат порадовал тем, что по сравнению с другими примерами, с которыми я сталкивался, здесь ритуальности и религиозности мало. Конечно, без неё курсы были бы гораздо лучше.

Манипуляция мнением, которая меня всегда расстраивает, присутствует и на курсах. Но в отличие от поста, о котором шла речь выше, манипуляция на Випассане более неприкрытая. Типа курсы бесплатны, но жертвовать это благо и вы этим делаете лучше только себе. Такая манипуляция только смешит.

Сектантство, безусловно, присутствует. Но не в организации курса (сдать телефоны), а в форме подачи (я гуру и вещаю как вам стать просветлёнными). Любой запрет критики ведёт к стагнации. Здесь и говорить нечего.

Также согласен с автором поста, что нагрузка для некоторых может быть слишком сильной и вместо развития от стресса будет происходить, наоборот, деградация психики. Но это всё-таки зависит от человека. Если человек чувствует напряжение, он может прекратить практику и просто сидеть и размышлять о чем-то. Или уехать. А если практикуется через предельное напряжение… Можно и приседаниями себя доконать. Но по моему мнению практика выиграла оттого, если бы обязательными установить только три часовые медитации, а остальные по желанию.

А вот депривация вместе с запретом на общение я считаю крайне выигрышная тактика, помогающая форсировать обучение.

По графику быта и обучения ничего не могу сказать, т. к. для меня он оказался комфортным. Более того, я стал и в обыденной жизни засыпать и просыпаться по такому же или близкому графику.

Подводя некие итоги своего мнения, скажу. В ретритах Випассаны много минусов, которые хорошо описаны в монографии. Но в целом я считаю Випассану позитивным явлением, т. к. она даёт лёгкий доступ к простым упражнениям, которым позволяют научиться лучшему контролю ума, концентрации, сознательному реагированию на раздражители. Эти умения, по моему субъективному опыту, привносят больше спокойствия и удовлетворённости жизнью. Мне близка философия дзен-буддизма, которую я считаю более «благостной», нежели другие разновидности буддизма. Но я понимаю, что применение этой философии в жизни гораздо сложнее, чем посещение ретрита Випассаны. Я пока не знаю другой техники, дающей, также легко, подобные результаты. И несмотря на все недостатки Випассаны я продолжу её «рекламировать». Но в то же время я убеждён в важности распространения критики. Но не для того, чтоб вызвать отторжение желания пройти ретрит, а показывать те моменты техники, которым необходимо уделять своё внимание, избежать заблуждения, не стать адептом, не нанести вред.

2 Comments

Comments are closed.