Есть ли у жизни смысл?



Я убеждён что у жизни нет никакого смысла. Может, он и есть, но я его не вижу. Я не вижу смысла у эволюции, Вселенной. Смысл можно придумать. Например, смысл эволюции и жизни в развитии и росте. Может, так и есть. Ну а в чём смысл этого развития? Можно дальше додумать, что смысл развития в постижении границ. Зачем? Чтобы мы недодумывали, все равно придём к тупику.

Какой смысл в повседневных действиях?

Даже самое малое действие бессмысленно в абсолюте, так как ведёт к тому же тупику.
— Зачем ты купил зубную пасту?
— Чтоб чистить зубы.
— Зачем тебе чистить зубы?
— Чтоб они были здоровыми и не болели.
— Почему для тебя имеет это значение?
— Потому что когда зубы болят, они причиняют дискомфорт.
— Почему ты стремишься к комфорту?
— Жизнь в комфорте приносит больше счастья.
— Почему для тебя важно иметь больше счастья?
— Потому что более счастливая жизнь лучше менее счастливой. Так комфортнее. Приятнее. Удобнее.
— Зачем ты вообще живёшь?
— Потому что я родился.
— В чём смысл твоего рождения? В чём смысл твоей жизни?

Смысл жизни в эзотерике

Эзотерика «легко» объясняет смысл жизни. Вот одно из объяснений. Когда-то ничего не существовало кроме Бога. И так как ничего, кроме Бога, не существовало, Бог никак не мог себя постичь, так как не с кем было себя сравнить. Тогда Бог разделил себя на две противоположности, на «плюс» и «минус». И теперь он мог определить свою «минус-часть» относительно «плюс-части» и «плюс-часть» относительно «минус-части». После Бог продолжил делить себя на части и появилось все многообразие вселенной, в которой все есть Бог, а каждая частичка Бога может определить себя относительно остального мира. Таким образом Бог постигает сам себя. А мы можем определить себя людьми относительно животных, живыми относительно камней, высокими относительно низкого, добрыми/злыми, взрослыми/детьми, умными/глупыми, щедрыми/скупыми… Мы определяем себя относительно окружающего мира. А живя и развиваясь, открываем новые стороны, как свои, так и окружающего мира.

И что?

Можно ещё долго вести подобные рассуждения, но, в конце концов, все равно будет уместно спросить: «А в чём смысл всего этого?» И ответа на вопрос нет. Может, его нет, потому что он нам неизвестен, а, может, потому, его нет вообще. Это не имеет значения, так как результат один.

Должен ли существовать смысл?

Но почему в принципе считается что у всего должен существовать смысл? Почему вселенная не может существовать не имея никакой цели? Почему у действия обязательно должен существовать смысл? Имеют ли смысл действия конкретного животного? Можно ответить — «Да», так как они направлены на поддержание его жизни и продолжения жизни вида. А имеет ли смысл существование вида? Здесь тоже можно ответить «Да», так как, как правило, различные виду существуют в тесной взаимосвязи с другими видами и поддерживают взаимное существование. Но это просто какой-то обмен смыслами, который ни к чему не ведёт.

Чистый лист

То, что у жизни нет никакого смысла не означает нашу обреченность на прозябание в пустоте. Напротив, это позволяет создать свой смысл, придумать тот смысл, который принесёт радость.

Икигай

В Японии есть понятие «икигай», которое можно перевести как «очень важная причина, заставляющая меня просыпаться по утрам», или «смысл жизни». Оно может заключаться в хобби, общественной деятельности, семье… Каждый сам выбирает свой икигай. И наличие икигая коррелирует с более низким уровнем стресса, по сравнению с тем, кто его не имеет, а также считается одним из факторов, способствующих долгожительству на Окинаве.

Сколько стоит жизнь?

«Жизнь бесценна» — слышим мы с самого детства. Но, смотря вокруг, совершенно не находим этому подтверждения. Людей убивают, продают, покупают, эксплуатируют… Жизнь и время каждого человека оценивают в денежном эквиваленте, причём стоимость стартует от нуля. Жизнь отдельного человека, единицы массы, не берут в расчёт, за редким исключением. А иной раз и большую массу людей не оценивают выше стоимости краюхи хлеба, или выше патронов, если хлеб оказался слишком дорогим. Кто-то скажет, что те, кто не ценит человеческую жизнь — заблуждаются. Но ведь её не ценит никто, за исключением единиц.

Какая жизнь ценна?

Даже среди тех, кто ценит человеческую жизнь не на словах, а на деле, мало найдётся ценителей любой жизни. Самая преобладающая философия нашего мира, мира людей — антропоцентризм. Другая жизнь большинством антропософ в расчёт не берётся.