Ум, внимание



На этот раз без всяких вступлений и предварительных объяснений. Все написанное ниже пережито мной на личном опыте, а не интеллектуальные измышления. Но, конечно же, это остается субъективным опытом.

  • Ум не есть сознание. Сознание не имеет никакого отношения к уму. Это разные и независимые «вещи».
  • Ум — это не есть я. Отождествления себя с умом является ложной концепцией.
  • Ум — это инструмент. И он должен использоваться как инструмент.
  • Ум в какой-то степени не зависит от тебя. Ты можешь ему выдавать задания, но он очень своеволен и может бросить это задание и заняться чем-то другим.
  • За умом необходим постоянный контроль. Как только контроль ослабевает, ум начинает заниматься своими делами.
  • Самостоятельность ума понимается, когда независимо следишь за его деятельностью. Он может, например, сам задавать вопросы, сам же на них отвечать, что-то анализировать и тут же подвергать этот анализ проверке. И все это делать без твоего участия.
  • Кроме непосредственной интеллектуальной деятельности (например расчетов) у ума есть лишь два вида деятельности: вспоминать прошлое и предполагать будущее.
  • Независимость ума понимается когда отслеживаешь как он выполняет выданные поручения. Очень хорошо это видно во время медитации. Ты хочешь концентрироваться на определенном объекте (например на ощущениях). Т.е. это то, что хочешь именно ты. Ум начинает концентрироваться на них, но проходит короткое время как он отвлекается и начинает о чем-то говорить. Стоп, я же направляю свое внимание на объект. Проходит опять немного времени, и внимание опять улетучилось либо в воспоминание прошлого, либо в предположения будущего. И тут ты понимаешь, что ты не есть ум, потому что ты хочешь делать одно, а ум другое.
  • Ум похож на домашнего игривого пса. Вроде он подчиняется тебе. Скажешь ему сидеть, он садится, но через короткое время он не выдерживает и начинает бегать и прыгать. Но как пса можно научить выполнять добросовестно любую твою команду, так и ум можно натренировать чтоб он делал только то, что тебе необходимо, а когда он не нужен, чтоб он молчал.
  • Ум никогда не пребывает в настоящем. Когда ты пребываешь в настоящем, ум в это время молчит.
  • Ум замирает от твоего внимания. Если прямо перевести внимание на мысли, которые думает ум, то он тут же замолкает. Но так же за ним можно наблюдать осторожнее, как незаметный наблюдатель, и тогда можно отслеживать все что ум думает.
  • Любое слово в голове — это ум.
  • Ты не «мыслишь» образами и словами. Ими мыслит ум. А ты «мыслишь» ощущениями.
  • Внимание не есть ум.
  • Внимание может быть направлено на ум.
  • Мы привыкли привязывать внимание к глазам. Куда смотрят глаза, там и внимание. Но это лишь привычка. Внимание никак не связано с глазами и может перемещаться независимо.
  • Внимание имеет физическую природу. На простом бытовом уровне это подтверждается ощущением «что на тебя смотрят». В поле зрения много людей, но чувствует взгляд лишь тот, на кого направлено внимание.
  • Можно чувствовать собственное внимание (прикосновение собственного внимания), направив его на любую часть тела.
  • Для внимание нет преград. Ни физических, ни расстояния.

Все эти вещи «легко» постигаются при наблюдении себя. В этом очень хорошо помогает медитация. Недавно я рекомендовал курсы медитации, на которых созданы такие условия, что в кратчайшие сроки (10 дней) вы уже получается хорошие результаты. Но если вы не можете сейчас их посетить, то я рекомендую почитать книгу о пребывании в настоящем моменте. Экхарт Толле «СИЛА МОМЕНТА СЕЙЧАС»:

Экхарт Толле. Сила момента сейчас (Читать)